предметная деятельность продукта труда
Здесь важно отметить другое, а именно то, что свойства, благодаря которым предмет приобретает какое-то значение для человеческого бытия или оказывается нейтральным или даже враждебным ему, принадлежат самому предмету, существуют объективно, независимо от того, фрагментом какой реальности данный предмет является — природной или общественной. Для иллюстрации воспользуемся примером К. Маркса.

Овца в своем собственном бытии (как индивид биологического вида) не рождается со свойством быть полезной человеку. Она приобретает это свойство лишь в соотнесении, в связи с человеком, с его потребностями. Но приобретает она его благодаря собственным, присущим ей качествам (шерсть, шкура, мясо). Это значит, что полезность как таковая, как свойство, не меняет собственных качеств предмета (в данном случае шерсти, шкуры, мяса), а лишь указывает на специфическую связь их с качествами другого предмета (человека), на возможные аспекты действия и взаимодействия с ними.
Из сказанного следует, что и бытие в себе и бытие для другого, каковым в отношении к человеку и являются ценности, во-первых, в равной мере объективны, во-вторых, однокачественны, то есть представляют собой два аспекта одного качества. И если, скажем, красота функционирует в обществе как особого рода ценность, то мы должны помнить, что те свойства предметов, благодаря которым они приобретают эстетическую ценность (в частности, свойство красоты), принадлежат самим этим предметам, а не привносятся в них человеком «из себя» в момент их восприятия, духовного потребления, особого рода отношения и т. д. Это в равной мере относится как к природным объектам, так и к объектам, созданным руками и головой человека, поскольку в сознательной деятельности дело обстоит не так, будто человек «в акте полагания переходит от своей «чистой деятельности» к творению предмета, а так, что его предметный продукт только подтверждает его предметную деятельность, его деятельность как деятельность предметного природного существа». В данном случае К. Маркс подчеркивает не качественную тождественность природного и социального, а их онтологическую тождественность как двух форм объективного процесса, отсутствие потусторонности в объективно существующей реальности, наличие всеобщих сквозных закономерностей. Деятельность осуществляется по логике объекта, и в этом смысле она тождественна, изоморфна ему. Она представляет иную форму его бытия.

no comments

Leave me comment

один × четыре =